Программа воспитания

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ

1.

ЦЕЛЕВЫЕ

ОРИЕНТИРЫ

И

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1.

Особенности воспитательного процесса в МБДОУ Новокижингинский детский сад
«Кристаллик»

1.2.

Цель программы воспитания

1.3.

Требования к планируемым результатам освоения программы воспитани я

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ
2.1.

Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ

2.2.

Особенности реализации воспитательного процесса в ДОУ

2.3.

Направления реализации программы воспитания

2.4.

Основные направления самоанализа воспитательной работы

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ

3.1.

Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ

3.2.

Нормативно-методическое обеспечение реализации программы

3.3.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

3.4.

Календарный план воспитательной работы

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной
программы МБДОУ Новокижингинский детский сад «Кристаллик» (далее - ООП ДО).
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года №
304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы
воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства
просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных
основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://burnovok.tvoysadik.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности
детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО).
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов,
указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,
к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает
элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС
ДО).
В программе описана система возможных форм и методов работы с
воспитанниками.
Программа воспитания включает в себя три основных раздела:
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания;
Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ;
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания.
Программа воспитания содержит вариативные модули:

Модуль 1 - «Основы здорового образа жизни»

Модуль 2 - «Экологическое воспитание»

Модуль 3 - «Трудовое воспитание и ранняя профориентация»

Модуль 4 - «Патриотическое воспитание»

Модуль 5 - «Конкурсное движение»

Модуль 6 – «Этико-эстетическое воспитание»
3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1.
Особенности воспитательного процесса в МБДОУ Новокижингинский
детский сад «Кристаллик»
Образовательный процесс в МБДОУ Новокижингинский детский сад
«Кристаллик» осуществляется в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим
обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
МБДОУ Новокижингинский детский сад «Кристаллик» расположен в типовом
здании. Рядом с ДОУ находится общеобразовательная школа.
ДОУ располагает базой: музыкальный зал (спортивный зал), кабинет музыкального
руководителя, методический кабинет. Имеется необходимое оборудование, атрибуты и
расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий.
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных
услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав
ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно
отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни
детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к
окружающему миру, к другим людям.
Основной целью педагогической работы МБДОУ Новокижингинский детский сад
«Кристаллик» является формирования общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком
культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и
общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства
происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено на
создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ
и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной
частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его
эмоционального благополучия и полноценного развития;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип
предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в
4

реализации программы воспитания;
партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей,
открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в
образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы.
Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы,
уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает
разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в
организационном планах.
сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и
воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных
программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые
мероприятия МБДОУ Новокижингинский детский сад «Кристаллик», мероприятия
«Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под
руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей,
является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого
продукта (коллективного или индивидуального каждого участника);
в проведении мероприятий, поощряется помощь старших детей младшим,
социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный
творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле;
педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского
коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение
играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;
ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы,
реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку
воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится
огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка.
Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных направлений
работы МБДОУ Новокижингинский детский сад «Кристаллик», так как цель этой работы сохранение приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебновоспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания,
консультации, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные
бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.),
привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др.
1.2.
Цель и задачи программы воспитания
Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
5

судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального
народа РоссийскойФедерации.
Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие ребенка дошкольного возраста,
проявляющееся:
− в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе
базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);
− в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их
социально значимых отношений);
− в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения,
применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта
социально значимых дел).
Главной задачей программы является создание организационно-педагогических
условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного
возраста.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям дошкольников.
В воспитании детей младшего дошкольного возраста
Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития
индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности
и других формах активности.
Задачи:

развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;

сформировать коммуникативную и социальную компетентности;

развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности,
ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), в том числе народного творчества;

содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;

сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает
поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и
книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство
удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;

сформировать представление о России как своей стране, узнавать и
называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).
В воспитании детей старшего дошкольного возраста:
1.
Обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуальнопознавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических
качеств.
Задачи:

обогащать представления детей о многообразии культурных норм
и ценностей,принятых в обществе;

поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с
взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского
6

сообщества;

воспитывать
чувство
ответственности,
самостоятельности,
инициативности,формирование основ патриотизма;

углублять представления детей о правилах безопасного поведения и
умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению
ценностей здорового образа жизни;

сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском
отношении к природе и понимании самоценности природы;

развивать предпосылки восприятия и понимания произведений
искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его
жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных
произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;

поощрять проявления морально-волевых качеств.
2.
Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или
законными представителями направлена на совместное решение вопросов личностного
развития детей.
Задачи:




Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться
взаимодействие:

сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;

взаимодействие - способ организации совместной деятельности,
которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного
познания окружающего мира) и с помощью общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом воспитания подрастающего поколения.
1.3.
Требования к планируемым результатам освоения программы
воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей:
«Портрета выпускника ДОУ» и «Портрета гражданина России».
Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3
годам)
В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам)
предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах:
Портрет Гражданина России 2035 года
1. Патриотизм. Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества,
демократии, гуманизма, мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России,
7

сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к
Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия
традиционных духовно- нравственных ценностей человеческой жизни, семьи,
человечества, уважения к традиционным религиям России.
Уважающий прошлое родной страны и устремлѐнный в будущее.
2. Гражданская позиция и правосознание. Активно и сознательно принимающий
участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах
социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных
объединениях, волонтѐрских и благотворительных проектах. Принимающий и
учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других
людей на основе развитого правосознания.
3. Социальная направленность и зрелость. Проявляющий самостоятельность и
ответственность в постановке
4. Интеллектуальная самостоятельность. Системно, креативно и критически
мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в
профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов.
5. Экономическая активность. Проявляющий стремление к созидательному
труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счѐт высокой
экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях
многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной
деятельности.
6. Коммуникация и сотрудничество. Доброжелательно, конструктивно и
эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных
культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
7. Здоровье и безопасность. Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно
выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и
поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой),
воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и
бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности.
Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам)
предполагаетсядостижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах:
1. Патриотизм. Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества,
демократии, гуманизма, мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России,
сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к
Отечеству, малой родине, сопричастности к
2. Гражданская позиция и правосознание. Активно и сознательно принимающий
участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах
социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных
объединениях, волонтѐрских и благотворительных проектах. Принимающий и
учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других
людей на основе развитого правосознания.
3. Социальная направленность и зрелость. Проявляющий самостоятельность и
ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и
принципиальность
в
общественной
сфере,
нетерпимость
к
проявлениям
8

непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой
человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям.
Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для
разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и
рефлексии.
4. Интеллектуальная самостоятельность. Системно, креативно и критически
мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в
профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов.
5. Зрелое сетевое поведение. Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую
коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики,
управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый»
цифровой след.
6. Экономическая активность. Проявляющий стремление к созидательному
труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счѐт высокой
экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях
многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной
деятельности.
7. Коммуникация и сотрудничество. Доброжелательно, конструктивно и
эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных
культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе
команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и
родном языке.
8. Здоровье и безопасность. Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно
выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и
поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой),
воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и
бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности.
9. Мобильность и устойчивость. Сохраняющий внутреннюю устойчивость в
динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к
изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную
мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и
самосовершенствования.

9

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ
2.1.
Содержание программы воспитания на основе формирования
ценностей в ДОУ
Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо
от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности,
учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права
обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие
способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями».
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной
из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.
Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности:

игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды
игры,

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками),

познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего
мира иэкспериментирования с ними),

восприятие художественной литературы и фольклора,

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу,

природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,
аппликация),

музыкальная
(восприятие
и
понимание
смысла
музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах)

двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
Формы организации деятельности
10


игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;

тематический модуль, коллекционирование,

чтение, беседа/разговор, ситуации,

конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,

проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции,
экскурсии,пешеходные прогулки.

мастерская, клубный час,

праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,

театрализованные игры, инсценировки.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в
соответствующем модуле.
2.2.

Направления реализации программы воспитания

МОДУЛЬ 1
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к
своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному
и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры
здорового питания;

создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом,
развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной
инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных
привычек;

предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям,
занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на
основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными
способностями и склонностями детей;

использование потенциала спортивной деятельности для профилактики
асоциального поведения;

содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и
привлечение к участию в них детей.
МОДУЛЬ 2
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Экологическое воспитание дошкольников
– одно
из
приоритетных
направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей,
направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование
культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к
своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к
11

соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего
детского сада реализуется образовательный проект «Экологическое воспитание».
Проект даѐт возможность формировать у дошкольников осознанно- правильное
отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к
природе строится на еѐ восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и
знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую
информацию о живой и неживой природе, еѐ представителях, знакомятся с народными
приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту
окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что даѐт возможность
понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и
животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что
человек – часть природы.
Деятельность дошкольников, в контексте проекта, это путешествия в природу,
главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с
местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по
охране природы родного края, города, сада.
Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы
«Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на
постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и
на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг
которых воспитатель организует различную деятельность. Процесс осознанноправильного отношения к природе сопровождается различными видами детской
деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественноэстетической,коммуникативной).
Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного
возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и
продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя
обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя
в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и
социокультурных ценностей для своих детей.
МОДУЛЬ 3
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется
посредством:

воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности
трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам
трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих
действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,
12

продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.
МОДУЛЬ 4
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Гражданское воспитание включает:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;

развитие культуры межнационального общения;

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы,
равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в
том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и
социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок
личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

разработку и реализацию программ воспитания, способствующих
правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей
мигрантов.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

эффективное использование уникального российского культурного
наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и
кинематографического;



создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным

ценностям;



воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;



увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение
детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы;



создание условий для доступности музейной и театральной культуры для




развитие музейной и театральной педагогики;



создание и поддержку производства художественных, документальных,

детей;
поддержку мер по созданию и распространению произведений
искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на
популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

13

научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное,
гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;


повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе
образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том
числе с использованием информационных технологий;


создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических
культурных традиций и народного творчества.
МОДУЛЬ 5
«КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Для каждого учреждения важным фактором является участие в конкурсном
движении. Конкурсы могут быть организованны для педагогов ДОУ, для детей,
родителей, а также совместные конкурсы для родителей и детей. Это могут быть
конкурсы – выставки поделок, рисунков, фотоконкурсы, различных направлений и
тематик.
Так же конкурсы могут быть как очными, так и заочными.
Цель деятельности педагога: создание условий для развития творческих
способностей детей дошкольного возраста.
Через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий,
проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную
задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском
саду. Мы стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, чтобы каждый родитель мог
найти здесь интерес для себя и своего ребенка.
Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания:

установление партнѐрских взаимоотношений детей со взрослыми и
сверстниками;

поддержка детской инициативы и самостоятельности;

добровольное участие детей в конкурсах;

поиск новых увлечений и раскрытие способностей.
Формы организации конкурсного движения для решения воспитательных задач:
конкурсы детского творчества, смотры-конкурсы, фестивали, разработка и защита
проектов, соревнования.
МОДУЛЬ 6
Этико-эстетическое направление воспитания
Основной
ценность
этико-эстетического
направления
являются красота и культура.
Культура поведения в своей основе имеет глубокое социально-нравственное
чувство – уважение к человеку и законам человеческого общества. Культура отношений
является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, по мере
накопления нравственных представлений.
Цель этико-эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного
отношения к внешней и внутренней красоте.
Поставленная цель работы по данному направлению конкретизируется
в задачах этико-эстетического воспитания:
14

1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) формирование представлений о значении опрятности и внешней красоты, их
влиянии на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;
5) развитие творческого отношение к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным и самостоятельно создавать это прекрасное.
Для того, чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель
ДОУ должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:

учить детей уважительному отношению к окружающим людям, учить
считаться их делами, интересами и удобствами;

воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах;

воспитывать культуру речи

называть взрослых на «вы», по имени и отчеству;

не перебивать говорящих и выслушивать других;

говорить четко, разборчиво, владеть голосом.

воспитывать культуру деятельности, что подразумевает:

умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом
ДОУ;

умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и
последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения деятельности привести в
порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой, привести в порядок свою одежду.
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта, развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Основные направления деятельности воспитателя в этом ключе:

-выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих
детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ;

- организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей
среды и др.;

формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного
слова на русском и родном языке;

реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
2.3 Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МБДОУ Новокижингинский детский сад
«Кристаллик» воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом
направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания
15

дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации
с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в МБДОУ Новокижингинский детский сад «Кристаллик»,
являются:
1.
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так
и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

принцип
приоритета
анализа
сущностных
сторон
воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений междувоспитанниками и педагогами;

принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад
участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной
социализации, и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами
анализа, организуемого в МБДОУ Новокижингинский детский сад «Кристаллик»
воспитательного процессаявляются:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ
воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его
результатов на заседании педагогического совета МБДОУ Новокижингинский детский сад
«Кристаллик» .
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов
сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы
личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
2.
Состояние организуемой в МБДОУ Новокижингинский детский сад
«Кристаллик» совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого
осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ
заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации
о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых
16

могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ
Новокижингинский детский сад «Кристаллик» .
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

качеством проводимых мероприятий ДОУ;

качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;

качеством проводимых экскурсий, походов;

качеством организации творческих соревнований, праздников и
фольклорныхмероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ
Новокижингинский детский сад «Кристаллик» является перечень выявленных проблем,
над которыми предстоит работать педагогическому коллективу

17

РАЗДЕЛ
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа
воспитания
обеспечивает
формирование
социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
−
обеспечение
воспитывающей
личностно
развивающей
предметнопространственной среды;
− оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка
родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
− создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех
участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и
регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды
совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности
принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО;
− современный уровень материально-технического обеспечения Программы
воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания;
− наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
− учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста,
− в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных,
физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения
− конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета
безопасностиребенка;
− создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого,
без
− которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и
педагогическихработников;
− системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания
1.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ ―О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся‖.
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС
ДО).
3.3.
Материально-техническое
обеспечение
реализации
Программы
воспитания
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует
Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению
программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере
18

отвечают поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам,
средствам и содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику ДОУ,
специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
соответствуют
установленным
государственным
санитарно-эпидемиологическим
правилам и гигиеническим нормативам.
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их
нравственное
развитие
личности
в
социально-духовном
плане,
развития
самостоятельности.
Среда обеспечивает:

наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в
сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков;

учѐт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Наполняемость
развивающей
предметно-пространственной
среды
ДОУ
обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации Программы
воспитания:

подбор художественной литературы;

подбор видео и аудиоматериалов;

подбор
наглядно-демонстрационного
материала
(картины,
плакаты,тематические иллюстрации и т.п.);

наличие демонстрационных
технических средств
(экран,
телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);

подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты
для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);

подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности
(самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной
среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и
календарным планом воспитательной работы ДОУ на текущий учебный год.

19

3.4.
Календарный план воспитательной работы
МБДОУ Новокижингинский детский сад «Кристаллик» на 2021-2022 учебный год

Срок
проведения
Сентябрь
Октябрь

Ноябрь

Формы работы

Модуль «Трудовое воспитание и ранняя
профориентация»
Ранний возраст
Младший возраст
Средний возраст

Беседа «Всему
свое место»
Трудовые поручения Привлечение детей
к помощи
воспитателю
Наблюдение за
Наблюдение за
трудом взрослых
трудом няни
Беседа

Дидактические игры

Декабрь

Экскурсия

Встреча с людьми
интересных
профессий

«Есть такая
профессия –
Родину
защищать»

Фотовыставка
Литературная
гостиная

Почему родители
ходят на работу?
Помоги накрыть на
стол

Все работы хороши

Наблюдение за
трудом дворника

Наблюдение за
трудом дворника

Наблюдение за
трудом кастелянши

Наблюдение за
трудом медсестры

Чудесный мешочек
«Кому что нужно
для работы»

Чудесный мешочек
«Кому что нужно для
работы»

Лото «Профессии»

В магазин

В пожарную часть

В музей

Кто работает в
детском саду?
«Вымоем посуду»

Февраль

Март

«Разговор о
профессиях»
Труд в уголке
природы

Кто работает
в нашей группе?
«Помоги кукле
Кате накрыть на
стол»

Игровые обучающие
ситуации

Подготовительный
возраст

«В гостях у
Мойдодыра»
Убираем игрушки

«Кто что делает?»

Январь

Старший возраст

«Купаем кукол»

Уборка на участке

«Покажем малышам
как ухаживать за
растениями»

«Покажем малышам
как ухаживать за
растениями»

«Есть такая
«Есть такая
профессия – Родину профессия – Родину
защищать»
защищать»

«Есть такая
профессия – Родину
защищать»

«Есть такая
профессия – Родину
защищать»

«Кем работают
наши мамы»

«Профессии моей
семьи»

«Профессии моей
семьи»

«Профессии моей
семьи»

«Профессии моей
семьи»

«Стихи о
профессиях»

«Стихи о
профессиях»

«Стихи о
профессиях»

«Стихи о
профессиях»

«Стихи о
профессиях»

20

Апрель

Просмотр
мультфильмов,
развивающих видео

«Кем быть?»

«Три кота» сборник серий о
профессиях

«Почему родители
работают?»
Навигатум

«Парад профессий»

Театрализованная
деятельность
Май

Тематические
мероприятия

«Каллейдоскоп
профессий»
Навигатум

Музыкальное
развлечение
«День труда»

Музыкальное
развлечение «День
труда»

Музыкальное
развлечение «День
труда»

Музыкальное
развлечение «День
труда»

«Кем стать?»
Навигатум
«Кем ты в жизни
хочешь стать?»
Музыкальное
развлечение «День
труда»

Чтение художественной литературы: С. Михалков «А что у вас?», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», Э. Успенский «25
профессий Маши Филипенко», В. Маяковский «Кем Быть?», И. Крылов «Стрекоза и муравей», К. Чуковский «Айболит», «Федорино
горе», русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Двенадцать месяцев», Ю. Тувим «Всѐ для всех»
Июнь

Сюжетно-ролевые
игры

Июль

Трудовые поручения Поливаем
Кормление птиц
цветник
Продуктивная
Создание альбома Создание альбома
деятельность
«Кем работают
«Кем работают
наши мамы»
наши мамы»

Август

«Семья» сюжет
«Уборка на
кухне»

«Магазин»

«Парикмахерская»

«Больница»

«Пожарная
часть»

Уборка в песочнице

Уборка на участке

Уборка на участке

Создание лэпбука по
Создание лэпбука
«Профессии моей
«Профессии моего
семьи»
города»

Создание лэпбука
«Профессии моего
города»

21

Срок
проведения
Сентябрь

Октябрь

Ранний возраст
Сюжетно – ролевая игра
«Моя семья»
Развлечение «Праздник
дружной семьи».
Дидактическая игра
«Мой дом»
Мое село –
Новокижингинск,
Народные игры,
фольклор
Оформление
фотовыставки «Мои
бабушка и дедушка»

Ноябрь

Фестиваль творчества
«Мы едины- и
непобедимы»
(декламация, вокал,
рисунки)

Модуль «Патриотическое
воспитание»
Младший возраст
Средний возраст
Сюжетно – ролевая игра
«Моя семья»
Развлечение «Праздник
дружной семьи».
Дидактическая игра
«Мой адрес»
Мое село - Новокижингинск

Сюжетно – ролевая игра Виртуальная экскурсия «С
чего начинается Родина?»
«Моя семья»
Развлечение «Праздник
дружной семьи».
Дидактическая игра

Развлечение «Семья –
дороже всего»
Виртуальная экскурсия в
краеведческий музей

«Мой адрес»
Мое село –
Новокижингинск.

Народные игры, фольклор
Оформление фотовыставки Народные игры,
фольклор
«Мои бабушка и дедушка»
Оформление
фотовыставки «Мои,
бабушка и дедушка»
Фестиваль творчества «Мы
едины- и непобедимы»
(декламация, вокал,
хореография, рисунки)

Старший возраст

Фестиваль творчества
«Мы едины- и
непобедимы»
(декламация, вокал,
хореография, рисунки)

«Памятники и
достопримечательности
родного города»
Оформление
фотовыставки «Мои
бабушка и дедушка»

Подготовительный
возраст
Виртуальная
экскурсия «С чего
начинается Родина?»
Развлечение «Семья
– дороже всего»
Игра-путешествие по
родному городу
«Город, в котором я
живу»
«Великие люди в
истории родного
города»
Оформление
фотовыставки «Мои
бабушка и дедушка»

к Международному
Дню пожилого
человека
Фестиваль творчества
Фестиваль
«Сила России – в единстве творчества «Сила
России – в единстве
народов» (декламация,
народов»
вокал, хореография,
(декламация, вокал,
рисунки)
хореография,
рисунки)
к Международному Дню
пожилого человека

22

Оформление
экспозиции фотографий
«День матери»

Декабрь

Январь

«Моя Родина – Россия»

«Моя Родина – Россия»

«Моя Родина – Россия»

Оформление экспозиции
Оформление
Оформление экспозиции
экспозиции
фотографий
рисунков и фотографий
фотографий «День матери»
«День матери»
«Сердце матери лучше
солнца греет»

Оформление уголка
группы на тему «В
гостях у бабушки
Арины»

«Русский народный
костюм»
Дидактическая игра
«Украсим костюм»

«Русский народный
костюм»
Дидактическая игра
«Украсим костюм»

«Как жили наши
предки»
Посещение «избы»

Народные игры,
фольклор

«Праздники на Руси»
Народные игры, фольклор

«Культура и традиции
русского народа»
«Праздники на Руси»
Народные игры,
Фольклор

«Культура и традиции
русского народа»

Фотоотчет о
Фотоотчет о проведении
новогодних
праздников в
проведении новогодних
детском
саду
и семье.
праздников в детском
саду и семье.
Театрализованное
«Дымковская игрушка»
представление для
Оформление выставки
детей
«Мастера земли русской»
«Русские народные
сказки»

«Праздники на Руси»
Народные игры, фольклор

Фотоотчет о
Фотовыставка о
проведении новогодних проведении новогодних
праздников в детском
праздников.
саду и семье.
«День знаний о
«День знаний о
промыслах России»
промыслах России»
Оформление выставки
«Мастера земли
русской»

Оформление выставки
«Мастера земли русской»

«Моя Родина –
Россия», «Сердце
матери лучше солнца
греет»
Оформление
экспозиции рисунков
и фотографий
«Как жили наши
предки»
Посещение
«избы»
«Культура и
традиции русского
народа»
«Праздники на Руси»
Народные игры,
фольклор
Фотовыставка о
проведенных
новогодних
праздников.
«День знаний о
промыслах России»
Оформление
выставки
«Мастера земли
русской»

23

Февраль

Сюжетно – ролевая игра

«Народы нашей страны»

«Наш любимый детский
сад»

Дидактическая игра
«Народы России»

Праздник «Мы –
солдаты» стихи

Март

«Я для милой
мамочки…»
Стихи, песни
Праздник 8 Марта

«Путешествие в
деревню»
Виртуальная экскурсия
Апрель

«День космонавтики»
Просмотр
мультфильма

Праздник «Будем в армии
служить…» стихи, песни,
фотографии
«Наши мамы и бабушки»
Изготовление альбома
Стихи, песни
Праздник 8 Марта

«Люби и знай родной свой
край»

«Народы нашей
страны»
Дидактическая игра
«Народы России»

Праздник «Будем в
армии служить…»
стихи, песни,
Фотографии
«Наши мамы и
бабушки»
Изготовление альбома
Стихи, песни
Праздник 8 Марта
«Люби и знай родной
свой край»

Викторина «Назови сказки» Викторина «Назови
сказки»
«День космонавтики»
Просмотр мультфильма
Просмотр мультфильма

«День космонавтики»

«Мир вокруг нас»

«Мир вокруг нас»

Беседа о разных странах и Беседа о разных
их жителях.
странах и их
жителях.
Дидактические игры: «Кто
в какой стране живет»,
Дидактические игры:
«Иностранец».
«Кто в какой стране
живет»
Праздник «Наша Армия
Праздник «Наша
родная» стихи, песни,
Армия родная»
фотографии
стихи, песни,
фотографии
«Мамочка любимая»

«Мамочка любимая»

Изготовление альбома
Стихи, песни

Изготовление
сувениров к 8 Марта
(подарки мамам и
Праздник 8 Марта
бабушкам)
Стихи, песни
Праздник 8 Марта
«Люби и знай родной свой «Люби и знай родной
край»
свой край»
Конкурс знатоков родного
края
«День космонавтики»
Просмотр мультфильма

Конкурс знатоков
родного края
«День
космонавтики»

Просмотр мультфильма
Просмотр
мультфильма

24

Май

Праздник

Праздник

Праздник

Праздник

«День Победы»

«День Победы»

«День Победы»

«День Победы»

«Их подвигам
гордятся внуки»
«Бессмертный
полк»
«Приглашаем в
гости к нам»

Июнь

Июль
Август

Срок
проведени
я
Сентябрь
Октябрь

Игра –
упражнение
«Вежливое
обращение к
гостям»
Спортивное
развлечение «День
России»

«Их подвигам
гордятся внуки»
Литературные чтения

«Их подвигам гордятся
внуки» Литературные
чтения

«Бессмертный полк»
«Приглашаем в гости
к нам»

«Бессмертный полк»
«Люди, прославившие
Россию»

Игра – упражнение
«Вежливое
обращение к гостям»

Фото-конкурс
«Как я провел лето»
Конкурс детского
творчества «Осенняя
фантазия»

«День
Победы»

«Их подвигам гордятся
«Их подвигам
внуки» «Панорамы боевых
гордятся внуки»
действий» «Панорамы боевых
моделирование
действий» моделирование
«Бессмертный полк»
«Люди, прославившие
«Бессмертный полк»
Россию»
«Люди,
прославившие
Викторина
Россию»
Викторина

Спортивное развлечение
«День России»

Праздник «Мама, папа, Праздник «Мама, папа, Я –
Я – наша дружная семья
наша дружная семья
Конкурс детского
Конкурс детского
творчества
творчества

Ранний возраст

Викторина

Праздник

Спортивное
развлечение «День
России»

Спортивное развлечение
«День России»

Спортивное
развлечение «День
России»

Праздник «День семьи»

Праздник «День семьи»

Праздник «День
семьи»
Конкурс детского
творчества

Конкурс детского
творчества

Модуль «Конкурсное движение»
Младший возраст
Средний возраст

Фото-конкурс
Фото-конкурс
«Как я провел лето»
«Как я провел лето»
Конкурс детского творчества Конкурс детского
творчества «Осенняя
«Осенняя фантазия»
фантазия»

Конкурс детского
творчества «

Старший возраст

Подготовительн
ый возраст

Фото-конкурс
Фото-конкурс
«Как я провел лето»
«Как я провел лето»
Конкурс детского творчеств Конкурс детского
творчества «Осенняя
«Осенняя фантазия»
фантазия»
25

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март
Апрель

Май
Июнь

Июль
Август

Конкурс чтецов
«Разукрасим мир
стихами»
Конкурс на лучшую
новогоднюю игрушку
«Мастерская Деда
Мороза»

Конкурс чтецов
«Разукрасим мир
стихами»
Конкурс на лучшую
новогоднюю игрушку
«Мастерская Деда
Мороза»

Конкурс чтецов «В
единстве наша сила»

Конкурс чтецов «В
единстве наша сила»

Конкурс на лучшую
новогоднюю игрушку
«Мастерская Деда
Мороза»

Конкурс на лучшую
новогоднюю игрушку
«Мастерская Деда
Мороза»

Фестиваль
конструирования

Фестиваль
конструирования

Фестиваль
конструирования

Конкурс детских
рисунков
«Папа может всѐ!»
Конкурс «Красота
Божьего мира»
Конкурс детского
творчества
«КосмоSTAR»
«День Победы»
Конкурс рисунков на
асфальте
«Разноцветные
ладошки»
Фото-конкурс
«СУПЕР-семейка»
Участие в конкурсе ко
Дню города «Энгельсмой любимый город»

Конкурс детских рисунков
«Папа может всѐ!»

Конкурс детских
рисунков
«Папа может всѐ!»

Конкурс на
лучшую
новогоднюю
игрушку
«Мастерская Деда
Мороза»
Конкурс детского
Конкурс детского
творчества «Вдохновениетворчества
Зима»
«Вдохновение-Зима»

Конкурс детских рисунков Конкурс детских
«Папа может всѐ!»
рисунков
«Папа может всѐ!»

Конкурс «Красота Божьего
мира»
Конкурс детского
творчества «КосмоSTAR»

Конкурс «Красота
Конкурс «Красота Божьего
Божьего мира»
мира»
Конкурс детского
Конкурс детского
творчества
творчества «КосмоSTAR»
«КосмоSTAR»
«Май. Весна. Победа»
«Мы – наследники Победы» «Мы – наследники
Победы»
Конкурс рисунков на
Конкурс рисунков на Конкурс рисунков на асфал
асфальте «Разноцветные
асфальте «Разноцветные «Разноцветные ладошки»
ладошки»
ладошки»
Фото-конкурс
«СУПЕР-семейка»
Участие в конкурсе ко Дню
города «Энгельс-мой
любимый город»

Фото-конкурс
«СУПЕР-семейка»
Участие в конкурсе ко
Дню города «Энгельсмой любимый город»

Конкурс чтецов «В
единстве наша сила»

Фото-конкурс
«СУПЕР-семейка»
Участие в конкурсе ко
Дню города «Энгельс-мой
любимый город»

Конкурс «Красота
Божьего мира»
Конкурс детского
творчества
«КосмоSTAR»
«Май. Весна.
Победа»
Конкурс рисунков на
асфальте
«Разноцветные
ладошки»
Фото-конкурс
«СУПЕР-семейка»
Участие в конкурсе
ко Дню города
«Энгельс-мой
любимый город»

26

Срок
проведения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Ранний возраст

Беседа «Мир
природы»

Модуль «Экологическое воспитание»
Младший возраст
Средний возраст

Аппликация
«Бабочки»

НОД «Растения леса»

Старший возраст

Подготовительный
возраст

Экскурсия «Деревья
осенью»

Экскурсия «Деревья
осенью»

Сезонные выставки творческих работ «Что нам осень принесла?», «Урожай у нас хорош», «Зимняя мастерская Деда Мороза»,
«Весенняя капель», «Прилетели птицы», «Удивительные насекомые»
Беседа «Птицы»
Занятие «Знакомство с
Изготовление подарков из Изготовление подарков Изготовление подарков
из природных
из природных
корнеплодами репы и
природных материалов к
материалов кпразднику материалов кпразднику
моркови»
празднику «День пожилого
«День пожилого
«День пожилого
человека»
человека»
человека»
Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо»
Театрализованное
Театрализованное
Театрализованное
Наблюдение за погодными
Беседа «Комнатные
развлечение «День птиц»
развлечение «День
развлечение «День
явлениями
цветы»
птиц»
птиц»
Беседа «Братья наши меньшие», Театрализованное представление «Как муравьишка домой спешил»
Изготовление
Изготовление кормушки
Досуг «Праздник
Занятие «Украсим елку
Изготовление
кормушки
для
птиц
для птиц
новогодней елки для
снегом»
кормушки для птиц
кукол»
Чтение экологических сказок о воде: История одной Капли (грустная сказка о воде), Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где
нет воды), Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды), История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте
воды в природе), Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка), Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая
сказка).
Наблюдение «Кто
Акция «Покорми птиц»
прилетает на
кормушку?»
Наблюдение за птицами Занятие «Заяц и волк —
лесные жители»

Акция «Покорми птиц»

Акция «Покорми птиц»

Наблюдение «Какие
Экспериментирование
воробьи? Какие вороны?» со снегом и льдом

Акция «Покорми птиц»

Экспериментирование
со снегом и льдом

27

Чтение сказок:
Март

Беседа «Что такоелес»

История одной Елочки (Экологическая сказка), Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка).
Акция «Берегите лес»

Акция «Берегите лес»

Акция «Берегите лес»

Акция «Берегите лес»

Чтение художественной литературы: Е.И. Чарушин «Никитаохотник», Почему у земли платье зеленое А. Лопатина, Кто землю
украшает А. Лопатина, Могучая травинка М. Скребцова
Изготовление листовок «Берегите воду!» (22 марта Всемирный день воды)
Апрель

Май

Июнь

Беседа «Прилетели
птицы»

Консультации в
родительском уголке
«Как научить ребенка
беречь природу»

Дидактическая игра «Кто
живет в лесу?»

Акция «Каждую соринку – Акция «Каждую
в корзинку!»
соринку – в корзинку!»

Акции «Посади дерево», тематическое занятие «День Земли»
Беседа «Как беречь природу?»
Цикл наблюдений за
Цикл наблюдений за
Цикл наблюдений за
цветущими растениями
цветущими растениями
цветущими растениями на
на
территории
детского
на территории детского
территории детского сада.
сада.
сада.

Акция «Каждуюсоринку
– в корзинку!»

Цикл наблюдений за
цветущими растениями
на территории детского
сада.

Чтение экологических сказок о мусоре: Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка), Маша и Медведь (Экологическая сказка), Нет
места мусору (Экологическая сказка), Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка).
Экологооздоровительный
Экологооздоровительный Экологооздоровительный Экологооздоровительный
Беседа
праздник.
Развлечения
на
праздник. Развлечения на праздник. Развлечения на праздник. Развлечения на
«Забавные
темы «Зоопарк», «Наш
темы «Зоопарк», «Наш
темы «Зоопарк», «Наш темы «Зоопарк», «Наш
одуванчики»
огород», «Домашние
огород», «Домашние
огород», «Домашние
огород», «Домашние
животные» и др
животные» и др
животные» и др
животные» и др
Участие в семейном флэшмобе «Зеленое лето»

Июль

Участие в проекте
«Эколята-дошколята»

Участие в проекте
«Эколята-дошколята»

Август

Праздник Дня защиты
окружающей среды
«Бесценная и всем
необходимая вода»

Праздник Дня защиты
окружающей среды
«Бесценная и всем
необходимая вода»

Участие в проекте
«Эколята-дошколята»

Участие в проекте
«Эколята-дошколята»

Участие в проекте
«Эколятадошколята»
Сбор листьев с деревьев и Сбор листьев с деревьев Сбор листьев с деревьев и
кустарников, изготовление и кустарников,
кустарников,
гербария.
изготовление гербария. изготовление гербария.

28

Модуль «Основы здорового образа жизни»
Срок
проведения

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Ранний возраст

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Подготовительный
возраст

Консультация для
Беседа «Чумазый мальчик» Беседа «Я и моѐ тело»
Беседа «Личная гигиена» Беседа «Режим
родителей «Здоровый
дня», «Вредные
образ жизни в семье»
привычки»
Беседа «Чумазый
мальчик»
Чтение художественной литературы Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З.
Бяльковская «Юля – чистюля», З. Александрова «Купание», потешки «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса»
Игровая ситуация
Игровая ситуация «В гостях Игровая ситуация «Как
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно ролевая
у Мойдодыра»
привести себя в порядок» «Аптека»
«Научим Мишку
игра «Больница»,
умываться»
сюжет «У
стоматолога»
Подвижная игра
Подвижная игра
Подвижная игра
Подвижная игра «К
Подвижная игра «К
своим
знакам»
своим знакам»
«Воробышки и
«Красный,желтый,
«Красный,желтый,
автомобиль»
зеленый»
зеленый»
Игровая ситуация
«Помоги зайке перейти
дорогу»

Игровая ситуация «Помоги
зайке перейти дорогу»

Спортивное
развлечение «Мама,
папа, я - спортивная
семья!»
Дидактическая игра
«Оденем куклу на
прогулку»

Игровая ситуация «Едем в
автобусе»

Игровая ситуация
«Однажды на улице»

Игровая ситуация
«Я пешеход и
пассажир»

Спортивное развлечение
Спортивное развлечение
«Мама, папа, я - спортивная «Мама, папа, я семья!»
спортивная семья!»

Спортивное развлечение
«Мама, папа, я спортивная семья!»

Спортивное
развлечение «Мама,
папа, я спортивная семья!»

Дидактическая игра «Кому
что нужно?»

Дидактическая игра
«Покажи правильно»

Дидактическая игра
«Если кто-то заболел»

Дидактическая игра
«Назови вид
спорта»

Экскурсия в медицинский
кабинет

Экскурсия в медицинский
кабинет

Экскурсия в медицинский Экскурсия в
кабинет
медицинский
кабинет
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», Е. Шкловский «Как лечили мишку», Т. Волгина «Два друга»
Экскурсия в
медицинский кабинет

29

Январь

Игровая ситуация
«Можно - нельзя»

Игровая ситуация
«На игровой площадке»

Игровая ситуация
«Поведение с
незнакомыми людьми»

Игровая ситуация «Один
дома»

Игровая ситуация
«Чрезвачайные
ситуации на
прогулке»

Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Волк и семеро козлят», А. Толстой «Буратино», С. Маршак «Сказка
о глупом мышонке», К. Чуковский «Котауси и Мауси»
Февраль

Загадки об овощах и
фруктах

Беседа «Овощи и фрукты –
полезные для здоровья
продукты»

Дидактическая игра
«Разложи на тарелках
полезные продукты»

Проектная деятельность
«Где хранятся
витамины?»

Проектная
деятельность «Где
хранятся
витамины?»

ОЭД «Посадка лука»

ОЭД «Посадка лука»

ОЭД «Посадка лука»

ОЭД «Посадка лука»

ОЭД «Посадка
лука»

Просмотр мультфильмов Смешарики «Азбука здоровья» серия «Правильное питание»
Март

Беседа «Спички не
Беседа «Спички не тронь, в
тронь, в спичках огонь» спичках огонь»
Театрализованная деятельность

Беседа «От чего
происходят пожары?»

Игровая ситуация «Если
возник пожар?»

Сюжетно-ролевая
игра «Пожарные»

Инсценировка
произведения С.
Маршака «Кошкин дом»

Инсценировка
произведения С.
Маршака «Кошкин
дом»

30

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», Г. Цыферов «Жил был на свете слоненок», Л. Толстой «Пожарные
собаки», С. Михалков «Дядя Степа», Е. Хоринская «Спичка - невеличка»
Апрель

Социальная акция «Дети не умеют летать!»
День Здоровья

Май

Просмотр кукольного
спектакля «Незнайка на
улицах города»

День Здоровья

День Здоровья

Просмотр кукольного
спектакля «Незнайка на
улицах города»

Просмотр мультфильма
«Смешарики», «Азбука
безопасности»

День Здоровья

День Здоровья

Экскурсия на городской
стадион

Экскурсия на
городской стадион

Викторина «Правила
дорожные детям знать
положено»

Викторина
«Правила дорожные
детям знать
положено»

Чтение художественной литературы Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход», С. Михалков «Дядя
Степа милиционер»
Июнь

Июль

Август

Спортивный праздник «Здравствуй, лето!»
Консультация для
родителей «Лето
прекрасное и опасное»

Дидактическая игра
где растѐт?»

«Что

Беседа «Как вести себя на Беседа «Ядовитые
Дидактическая игра
«Съедобное - несъедобное» природе?»
растения»

Летняя школа
безопасности «Защита
от солнца»

Летняя школа безопасности
«Осторожно, насекомые!»

Летняя школа
Летняя школа безопасности «Безопасность на
безопасности «Осторожно, воде»
насекомые!»

Просмотр мультфильмов Смешарики на воде, Спасик
и его команда
Летняя школа безопасности «Безопасность на дороге»

Конкурс рисунков «Школа светофорных наук»
Экскурсия к перекрѐстку

Экскурсия к
перекрѐстку

31

32


Наверх

2023-2024 год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Количество  групп на 2023-2024 учебный год - 3Хочу такой сайт

Первая младшая группа, воспитатель – Субботина Вера Ивановн Бахарева Наталья Михайловна 

Средняя группа, воспитатель - Бахарева Наталья Михайловна

Смешанная дошкольная группа, воспитатель –Романова Ирина Викторовна

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».